Происхождение ключевых клеток в тимусе

10.06.2013

Происхождение ключевых клеток в тимусе

Медуллярные эпителиальные клетки тимуса (МЭКТ) позволяют Т-клеткам организма различать потенциально вредные чужеродные антигены и гены, которые производятся самим организмом. Швейцарско-японская группа исследователей предполагает, что МЭКТ не разделяют основные клетки-предшественники от корково-тимусной ЭКТ (КТЭКТ), которые производят Т-клетки, но на самом деле могут развиваться от них. Т-лимфоциты, или Т-клетки, являются основным компонентом адаптивной иммунной системы организма. Вместе эти клетки экспрессируют большой репертуар специфических антигенных рецепторов, которые распознают чужеродный материал, полученный, например, от патогенов и опухолевых клеток. Поколение этих рецепторов антигенов происходит во время развития T-клетки в тимусе. Это является, однако, случайным процессом, который также включает в себя формирование антигенных рецепторов, которые хорошо реагируют на собственные белки организма, так называемые собственные антигены.

Чтобы предотвратить выход T-клеток, содержащих само-активирующие рецепторы антигена из тимуса в организм, где они могут вызвать аутоиммунную реакцию, механизм находится там же, где и МЭКТ. Эти специализированные эпителиальные клетки тимуса выделяют большую часть собственных антигенов организма. Т-клетки, которые распознают их специфический антиген, представленный МЭКТ, будут проходить процесс запрограммированной гибели клеток и, следовательно, ликвидации их в тимусе. Очень мало в настоящее время известно о том, как КТЭКТ и МЭКТ развиваются, и как они соотносятся друг к другу. Швейцарско-японская группа исследователей сообщает, что теперь МЭКТ получают из клеток, которые уже выражают β5t субъединицы протеасомы, которая плотно сосредоточена в КТЭКТ, а не в других типах клеток, в том числе самих МЭКТ. Это открытие опубликовано от 27-30 мая 2013 года издания PNAS, предполагает, что МЭКТ может эволюционировать от КТЭКТ. Это открытие является не только выводом того, как МЭКТ развиваются, но и как они, возможно, произошли.

Исследовательский проект осуществлялся в Швейцарии профессором Георгом Холландером, профессором детской иммунологии Университета Базеля и профессором экспериментальных исследований в области педиатрии Оксфордского Университета. В Японии проект осуществлялся под руководством профессора Юусуке Такахама из Института геномных исследований в Токусимском Университете, где первоначально была обнаружена β5t субъединица протеасомы. Доктор Изуми Охигаши из Института геномных исследований Токусимского Университета и доктор Саулюс Зуклыс из Детской Больницы Университета Базеля являются первыми авторами исследования.

Большой потенциал

Профессор Холландер считает, что преимущества лучшего понимания происхождения и функций МЭКТ и КТЭКТ выходят далеко за рамки фундаментальных исследований. Выводы группы говорят о том, что давление эволюционного отбора стало причиной того, что организм проверяет качество Т-клеток, которые он производит. Спектр Т-клеточного рецептора антигена в эволюционных видах, которые старше, имеют рецепторы, и не требуют, чтобы организм производил контроль качества, а являются лишь потенциалом, созданным для производства, казалось бы, бесконечного числа рецепторов Т-клеточного антигена, жизненно необходимого для контроля своих особенностей. Для этого организм может иметь «похищенные» клетки, а именно КТЭКТ. Холландер также считает, что результаты могут сообщить о попытках реконструкции или развития тимусов в пробирке, которые в свою очередь могут быть использованы, чтобы помочь людям, у которых отсутствуют нормальные функции тимуса из-за врожденных или приобретенных дефектов. «Вы можете исправить положение, если Вы знаете, как они изначально формируются», — утверждает он.

Работа выполнена при поддержке целевых дотаций местных органов власти для проведения научных исследований от Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологии и Японского общества содействия развитию науки, а также Стратегической японско-швейцарской совместной программой по молекулярным медицинским исследованиям от Японского агентства науки и технологий и Федерального технологического института (ETH)-Цюрих.

Источник:
sciencedaily.com